Кейсы

Отвечаем на вопросы по объектам накопленного вреда

Последнее время много вопросов поступает по вопросам отнесения тех или иных объектов к объектам накопленного вреда.

Собственников земель интересует, какие объекты могут быть отнесены к таким объектам, кто и в каком порядке их должен выявлять.

Может ли быть признан объектом накопленного вреда участок, находящийся в собственности лица.

Подробно освещаем данные вопросы в нашей статье.

Объекты накопленного вреда.

Ликвидация наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда является одной из приоритетных задач, определённых Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".

Достижение национальных целей осуществляется через реализацию национальных проектов, одним из которых в 2024 году является проект "Экология". В этой связи Правительство Российской Федерации предпринимает меры, направленные на обеспечение высоких стандартов экологического благополучия, включая ликвидацию наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде. Эти меры отражены в основных направлениях деятельности Правительства РФ на период до 2024 года, утверждённых 29 сентября 2018 года.

Основные требования и положения, касающиеся объектов накопленного вреда, регламентированы Законом № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", в частности, главой XIV данного Федерального закона.

Согласно статье 1 Закона об охране окружающей среды, накопленный вред окружающей среде определяется как ущерб, возникший в результате предыдущей экономической и иной деятельности, обязательства по устранению которого не были выполнены или были выполнены не в полном объёме. Объектами накопленного вреда являются как территории и акватории, на которых выявлен этот вред, так и объекты капитального строительства, являющиеся его источниками.

Выявление объектов накопленного вреда окружающей среде осуществляется через инвентаризацию и обследование территорий, что позволяет определить масштабы проблемы и разработать соответствующие меры для её решения. Согласно установленным критериям, территории и объекты капитального строительства могут быть отнесены к объектам накопленного вреда, если они соответствуют нескольким важным условиям:
а) На указанных территориях выявлен вред окружающей среде, возникший в результате предыдущей экономической или иной деятельности. При этом обязанности по устранению этого вреда не были выполнены полностью или вообще не выполнялись. В рамках таких территорий должны отсутствовать следующие объекты:

  • невосстановленные, согласно законодательству Российской Федерации о недрах, горные выработки, буровые скважины и иные сооружения, связанные с пользованием недрами;
  • объекты, для которых не были проведены или были исполнены не в полном объеме мероприятия по ликвидации последствий ведения горных работ;
  • затонувшее имущество;
  • радиоактивные отходы, биологические отходы и взрывчатые вещества;
  • гидротехнические сооружения, для которых не были выполнены требования законодательства Российской Федерации о безопасности гидротехнических сооружений.

б) Земельные участки и/или объекты капитального строительства не должны находиться в частной собственности или в полном или частичном владении и/или пользовании физических или юридических лиц.

в) У федеральных органов исполнительной власти отсутствует информация о физическом или юридическом лице, которое причинило вред окружающей среде. Также такое лицо должно быть ликвидировано (умерло).

г) Содержание загрязняющих веществ на таких территориях должно превышать допустимые уровни, установленные нормативными актами.
Таким образом, для классификации объектов как объектов накопленного вреда окружающей среде необходимо соблюдение всех перечисленных требований, что позволит более точно оценивать и устранять экологические риски.

Сбор сведений о территориях, на которых в прошлом осуществлялась экономическая и иная деятельность, обеспечивается в том числе посредством:
  • использования систем (методов) дистанционного наблюдения;
  • присутствия на территории объекта накопленного вреда;
  • визуального осмотра объекта накопленного вреда;
  • применения специальных технических средств, имеющих функции фотосъемки, аудио- и видеозаписи, измерения, иных средств сбора или фиксации информации;
  • запроса в органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации в порядке межведомственного информационного и иного взаимодействия в том числе о месте нахождения объекта накопленного вреда, в границах природоохранных зон, прибрежной защитной полосы, охранной зоны особо охраняемой природной территории, округа санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей, курортов и природных лечебных ресурсов, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, рыбохозяйственной заповедной зоны), сведений о наличии на территории объекта накопленного вреда объектов культурного наследия, скотомогильников, полезных ископаемых, опасных производственных объектов, зарегистрированных пожаров и инцидентов.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления, в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня завершения выявления объектов накопленного вреда, формируют свод данных, полученных в результате выявления объектов накопленного вреда и направляют данные в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования.

В соответствии со ст. 80.2 ФЗ-№ 7 учет объектов накопленного вреда окружающей среде осуществляется посредством их включения в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, который ведется Минприроды РФ на основе материалов выявления и оценки. Заявку на включение в реестр подают органы государственной власти или местного самоуправления.

Государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде находится в общем доступе.

Сведения, содержащиеся в государственном реестре, размещаются на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в открытом доступе.